Но даже если папа и мама мирно сосуществуют под одной крышей, отец чаще всего оказывается не у дел, когда речь идет о воспитании детей. Здесь еще очень сильны наши старые общественные традиции, которые подчас просто вредны. По издавна установившимся канонам в семье существует домостроевское "разделение труда": мужчина приносит деньги, женщина обеспечивает быт. Но это разделение обязанностей тянется с первобытных времен. Неужели в нашем обществе ничего не изменилось со времен человекообразных предков? Современные женщины работают наравне с мужчинами, общий уклад жизни тоже достаточно сильно переменился. Но все равно мы о
Вспоминается услышанная как-то детская дразнилка. Один из детсадовских детей обидел своего дружка-приятеля; тот выкрикнул сквозь слезы: "Все, развод и девичья фамилия, кактус между кроватями, тапочки пополам, детей в форточку..." Как говорится, устами ребенка глаголет истина: при таком капитальном и безоговорочном разрыве между матерью и отцом детей им остается, извините, разве что в форточку. Потому что, когда у родителей "тапочки пополам" и никакого общения, страдают больше всего как раз дети...
Огромную роль здесь играет специфика разводов в нашей стране. Американцы, например, даже при разводе сохраняют общение ребенка с обоими родителями. У нас это бывает весьма редко: проблема в том, что для этого супругам необходимо и после развода сохранить хотя бы минимальное уважение друг к другу - даже если не уважение, то хотя бы терпимость. А у нас чаще всего супруги, разводясь, стремятся разорвать между собой все связи, в том числе и касающиеся ребенка. Детей оставляют, как правило, матери, и она часто просто запрещает им общаться с отцом, потому что, видите, он ей противен! Но позвольте, при чем же тут дети? Они-то с собственным отцом не разводились и поэтому совершенно не должны страдать от того, что мать больше не может ни видеть бывшего мужа, ни даже слышать о нем, не говоря уже о том, чтобы отпускать к нему детей...
Для воспитания ребенка необходимо наличие взрослых обоего пола. Ведь таким образом ребенок получает навыки полоролевого поведения. Если он воспитывается одним родителем, то в итоге его воспитание оказывается несколько "однобоким": иначе говоря, ребенку, независимо от его собственного пола, при таком воспитании сложно будет общаться в жизни либо со своим полом, либо с противоположным. Но так как в подавляющем большинстве случаев при разводе родителей дети остаются с матерью, да и женщина все чаще решается "завести ребенка без отца", наше воспитание имеет перекос в "женскую" сторону. То есть девочки не знают, как общаться с мальчиками, а мальчики вырастают женственными и с трудом адаптируются в среде ровесников.
Однако взрослые, как известно, делятся на два пола. И ребенку на самом деле вовсе не все равно, кто именно будет с ним играть и общаться. И даже если этот ребенок девочка, все равно по большому счету общения только с мамой для нее недостаточно. Что же касается мальчиков, то еще Жан-Жак Руссо сказал: "Мужчину должен воспитывать мужчина".
Одна мама как-то увидела, что ее трехлетняя дочка пытается половой тряпкой вытереть лужу с пола в кухне. Разгневанная мамаша нашлепала ребенка, отчего девочка разревелась не на шутку. "За что вы ее? - спросили знакомые. - Она же хотела вам помочь!" Недовольная женщина сказала, что нечего маленькому ребенку хватать грязную тряпку: потом придется снова мыть руки. Но через каких-нибудь семь-десять лет эта же мама попросит дочку вымыть пол, а дочка только брезгливо скривится: "Мне противно брать в руки эту гадкую грязную тряпку!" Поэтому лучше лишний раз вымыть ребенку руки, чем в буквальном смысле отбивать у него в раннем возрасте тягу помогать родителям
Что касается вариантов общения ребенка и взрослых, то это могут быть совместные игры, занятия, наблюдение ребенка за процессом деятельности взрослых и даже посильное участие в их работе. И желание детей помогать взрослым следует всячески поощрять, а не осуждать и тем более за это не наказывать.
Одна из основных форм обучения детей - игры и общение. Причем не только со сверстниками, сколько со взрослыми. Ведь, играя с такими же детьми, ребенок не может научиться у них адаптационным нормам поведения - его товарищи по играм знают о жизни практически столько же, сколько и он сам. Другое дело - взрослые. Общение со взрослыми и участие взрослых в детских играх очень много дают ребенку в плане психологической устойчивости, формирования моделей поведения и восприятия окружающего мира. Именно от взрослых ребенок усваивает новую информацию о жизни, адекватном поведении и восприятии действительности. Поэтому ребенок копирует прежде всего окружающих взрослых, а потом уже своих сверстников.
В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?
Зачем нужен папа?
Семейные отношения
» » » Зачем нужен папа?
Партнеры рубрики
Зачем нужен папа? - Материнство
Комментариев нет:
Отправить комментарий